Регистрация Вход
Город
Город
Город

Безгрошовая опера

"Ушла в запой"
"Здравствуй, ж*па!" — такими словами приветствовал читателей художественный директор. Потом, под влиянием возмущенной общественности, он все же сменил заголовок своего сообщения на "Приплыли!", но суть проблемы излагал все так же горячо: "Представляете, наш главный распространитель ушла в запой! Она забрала 100 билетов и планировала взять еще, на нее был весь расчет. Так вот она уже две недели не выходит на связь. Через неделю спектакль, и возникла реальная опасность играть при пустом зале! Желающие заказать билеты отправляйте мне в личку свои телефоны".

Кто-то счел эту новость забавной: "Сюжет для оперы-буфф сам по себе", кто-то сочувствовал артистам: "Это страшно: выступать без зрителей", кто-то решил, что это удачный пиар-ход: "Байка про якобы ушедшую в запой распространительницу — это нечто!", а кто-то искренне проникся бедами театра, который выживает сам, без всякой государственной поддержки. Целую неделю "топовые блогеры" страны помогали Сергею собирать зал: новость о спектакле "Сорочинская ярмарка" появилась в дневниках телеведущей Татьяны Лазаревой, журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, политического деятеля Дарьи Митиной и многих других людей доброй воли.

Когда блогеры так дружно берутся за пиар чего-либо, то можно почти наверняка сказать: все получится. Интернет-сообщество не раз "вытягивало" даже самые безнадежные ситуации. Так, всем миром, собирались деньги на лечение детей и стариков. Так за рекордный срок удавалось продать лошадей из разорившегося конезавода. Так спасали котов, собак, попугайчиков, обращали внимание президента и чиновников на судьбы каких-то людей или организаций. Блогеры вообще умеют поднимать такой шум, что о конкретной проблеме узнают чуть ли не все жители страны. И казалось, что раз о "Русской опере" знает уже весь интернет, то на "Сорочинской ярмарке" непременно будет аншлаг. Но в день спектакля Сергей Москальков сообщил: "Хочу поблагодарить всех, кто поддержал наш театр в трудный момент. Огромное количество человек дало перепосты и анонсы. Эффект, к большому сожалению, от этого небольшой — 6 заказанных билетов. Насколько непопулярна опера, оказывается. Общаешься с культурными, читающими людьми, приглашаешь их на спектакль, а они так категорично отказываются. Поразительно просто! Это лишний раз подтверждает маргинальность оперного жанра у нас в стране".

Выяснилось, что, хоть добровольные помощники и пиарили театр как могли, почти никто из них идти на спектакль не собирался. И это несмотря на то, что активный Сергей всем показывал видеоролики со спектаклей: "У нас поет великий Александр Ведерников, легенда Большого! У нас оркестр! У нас хор!", и несмотря на то, что билеты раздавались бесплатно. "Не люблю оперу,— вот самое распространенное объяснение.— Может, кто-то другой прочтет анонс и пойдет". Но других не было. Складывалось впечатление, что даже если приплатить, все равно мало кто решится выдержать полтора часа классического пения. Почему так происходит, почему россияне заранее не жалуют оперу — за ответом пришлось обратиться к самому художественному директору.

"Нам это неинтересно"






Спектакли «Русской оперы» редко сопровождаются аншлагом, тем ценнее эти мгновения "Как солист я в свое время гастролировал с театром оперы и балета из Казани. Так вот театр этот постоянно в разъездах — за рубежом, в странах Западной Европы. По полгода в Голландии сидит. В Голландии, понимаете, где полтора человека живет! — Сергей Москальков не скрывает своей горечи.— Да что там говорить — бездуховная Америка, погрязшая в макдоналдсах, и та обожает оперное искусство. В маленьких американских городках — прекрасные залы. На концерты приходят фермеры какие-то, шахтеры. А у нас — не идет на оперу народ. Ни в какую".

Театр "Русская опера" был создан около двух лет назад. Несколько солистов из крупных оперных театров страны — Большого, Камерного музыкального театра Бориса Покровского, "Новая опера", Центра оперного пения Галины Вишневской и других — объединились с благой целью: нести высокое искусство по всей России, даже в те города, где нет и не было никогда оперных театров. Спектакли решили создавать в реалистической, традиционной манере, а главное — на русском языке, чтобы зритель понимал, что происходит на сцене. Народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников своим легендарным басом так и заявил: "Установка наша принципиальная: все оперы, в том числе и иностранные, петь на русском языке. Зачем ставить "в дурака" нашу публику, которая мало все-таки знает итальянский, немецкий или французский язык".

"Русская опера" задумывался как театр на колесах. Не выездные концерты под фортепиано, а полноценные оперные спектакли со спецэффектами, с сыгранным оркестром, хореографическим ансамблем. Но российской глубинке это нужно было примерно так же, как и блогосфере. "Даже если в городе все знали о том, что к ним приехала опера, зал крайне редко был заполнен полностью,— говорит лауреат международных конкурсов и по совместительству генеральный директор театра Надежда Нивинская.— Разве что только на фестивалях или каких-то специфических мероприятиях удавалось добиться почти аншлага. В конце концов мы поняли, что окупать себя частный оперный театр не может. И особенно затратны выезды, на которые мы поначалу делали ставки".

Расходы "Русской оперы" хоть и не сопоставимы с другими театрами, но все же существенны — чтобы сыграть один спектакль, требуется 300-400 тысяч рублей. Даже чтобы платить временно нанятым артистам за одни лишь репетиции, требуются немалые деньги, поэтому театр фактически существует на средства меценатов. Хотя в штате всего пять солистов и зарплата каждого не превышает 30 тысяч рублей — это, дай бог, половина того, что они как профессионалы могли бы зарабатывать в другом месте,— но и это большой удар по бюджету. К тому же неизвестно, что будет дальше. Новые налоговые законы, отсутствие льгот для благотворителей, растущая аренда — все это оптимизма не внушает. Не зря блог Москалькова изобилует эмоциональными возгласами "Нас душат! Повторяю, нас душат!" Не исключено, что театр вообще исчезнет, он уже почти призрак — спектакли проводятся нерегулярно, гастролей нет, о расширении репертуара и думать не приходится.

Но как же все поначалу радовались поездкам по стране. Как верили, что сеют разумное, доброе, вечное. Театр побывал в Омске, Нальчике, Твери, Иванове, Петропавловске-Камчатском, объездил почти весь центр и юг России. Художественный директор был в полном восторге: "Я всегда мечтал создать национальную оперу. Мечтал о том, как нас будут принимать простые зрители, которые никогда не слышали оперу, и как наше искусство будет их преображать".

Зрители принимали, конечно, но не особенно охотно. К примеру, на спектакль "Женитьба Фигаро" в Ейске собрать зал не удалось, хотя билеты были по 300 рублей. Через день туда же приехали какие-то поп-исполнители — и билеты по 1000 рублей разлетелись как горячие пирожки. Страданиям Москалькова не было конца: "Ну почему так? Потому что те поют песенки знакомые, из телевизора?"

Все солисты "Русской оперы" ищут ответ на этот вопрос и не могут его найти. Почему волшебная сказка "Гензель и Гретель", главная и любимая рождественская опера во всех европейских театрах, у нас не пошла? Почему редакторы телевизионных каналов, услышав слово "опера", тут же машут руками: "Нет-нет, вон у вас есть телеканал "Культура", туда и идите, нам это все неинтересно", но при этом охотно транслируют концерт какого-нибудь исполнителя шансона? Почему этот исполнитель собирает концертный зал Кремлевского дворца, а на спектакль с участием 82-летнего Ведерникова, действительно великого певца и артиста, до сих находящегося в прекрасной форме, в лучшем случае удается собрать пару сотен зрителей и то вместе с приглашенными? Почему гастроли частного оперного театра в родной стране оказываются убыточными настолько, что теперь театр практически никуда не выезжает и даже в столице не может привлечь зрителя?

"Клевая музычка"






Сергей Москальков Опрос тех же блогеров показал, что если под дулом пистолета все же придется идти в оперу, то они скорее всего выберут Большой театр — по крайней мере, это хотя бы "известное заведение". Просто так тащиться куда-то вечером совсем не хочется. Главным образом потому, что опера кажется нашим гражданам "нафталиновым искусством". Сергей Москальков отчасти с этим согласен: "В советское время наш жанр закостенел. Поэтому люди, которых в школе загоняли на скучные спектакли, больше не хотят повторения. Им неинтересно по привычке. Мы меняемся, мы ищем новые решения для постановок, мы драматически играем по-другому, но об этом просто не знают". Да и телевизор играет не последнюю роль. В тех же небольших населенных пунктах наши фермеры и шахтеры если и выходят в свет, то чтобы послушать тех, "кого показывают". А показывают на центральных телеканалах известно кого. "Приезжаешь в какой-нибудь город, а он весь залеплен афишами Стаса Михайлова или Елены Воробей".

Надежда Нивинская, однако, надеется на лучшее и уверена, что если человек хоть раз придет на оперный спектакль, то как минимум ему это понравится: "Мы поем для людей. И до них доходит". Так было с простой женщиной из Горно-Алтайска, которая впервые пришла на спектакль и в антракте со слезами кричала в телефон: "Люба! Срочно сюда! Это чудо!" Так было с водителем театра, который оперой никогда не интересовался, а теперь запросто на слух узнает концерт Рахманинова, водит своих друзей в зал Чайковского и слушает только классическую музыку. Так было с системным оператором, который по каким-то своим рабочим делам случайно оказался на репетиции "Женитьбы Фигаро" и проникся настолько, что долго тряс руку постановщику: "Клевая музычка, отвечаю — клевая", а затем пошел и купил диск с записью оперы.



Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1552856, http://moskalkov-opera.livejournal.com/

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Всё правильно сказано

Ответить

света

полностью согласна и бытие по прежнему определяет сознание,а это у многих телек с воробей и михайловым...

Ответить

Hikikomory

а как вы считаете, можем ли мы судить о бытие тех, кто ставит минусы посту?:)

Ответить

Polinka

А почему же в Новосибирский театр Оперы и Балета невозможно попасть, не купив билеты за месяц до спектакля? Может быть стоит все же задуматься не о бытие наших сограждан, а о художественной ценности конкретных произведений?
Ну а судить бытие тех, кто ставит автору минусы, я бы не стала - видимо уже на ник аллергия, так что стоит подумать о своем бытие)))

Ответить

Hikikomory

Знаете, судить о постах, основываясь на нике - удел слабых умом граждан. Судить надо по начинке, и никак иначе.

Ответить

Mus musculus

КЛассическую музыку не слушают, наверное, из-за сложности восприятия. Квадратная музыка проще и понятнее, ей можно прихлопывать и притопывать, а если на русском, то легко подпевать.
ТО же самое с литературой и кино.
"Не асилил, многа букофф".
Клиповое восприятие - сюжет должен укладываться в 5-6 минут, иначе народ начнет возиться, вертеться и достанет телефоны.
Я на себе это замечаю - если текст (в тыр-нете) очень длинный, начинаю перескакивать или бросаю. Папка "классика" у меня в музыке весит 900 мб, а рок- и поп-музыка иностранная - больше 3 гб. Между тем, я имею наглость считать себя культурным и образованным человеком.

Ответить

Hikikomory

Все мы не без греха. Я, правда, классику слушаю часто, чем, наверное, довожу соседей до белого каления, ибо слушаю громко. С другой стороны, я обожаю подрыгаться под Ротару, Аллегрову и т.д и т.п. И считаю, что это все вполне мирно уживается во мне:)

Ответить

CтрЕл=->Ка

Кстати,да...Есть такая тенденция в нашей стране... В Новосибе аншлаги всегда на балет, а на оперу свободных мест полно. А я еще, сволочь такая пересаживаюсь в антракте((А искусству не на что жить. Но с другой стороны мне это недешево обходится,я в Новосибирск часто катаюсь по этому поводу.Сугубо в театр.
И Стас Михайлов, вполне себе, хорошо поет,только в другом жанре. Художник должен быть самодостаточным, нечего завидовать Стасу!(хотя Сальери тоже завидовал Моцарту)Новые времена-новые жанры- я так считаю, но оперное искусство навсегда останется в веках!

Ответить

Hikikomory

По-моему, сравнивать Михайлова даже с Сальери совершенно некорректно...как говорится, хрен с пальцем

Ответить

CтрЕл=->Ка

так я его не с Сальери, а с Моцартом сравниваю))) Не он же завидует... И вовсе не по степени таланта... выше упомянутый театр не посещала, записи не прослушмвала, так что о этой самой степени судить не могу. Да,простит меня Моцарт!Ушла биться головой об пол О_О

Ответить

Hikikomory

ааа
ооо
то есть вы Михайлова со всем его репертуаром сравниваете с Моцартом?
мда
а ведь вам так же как и мне 22 года
ппц

Ответить

CтрЕл=->Ка

О_о Вам также как и мне 22 года?!А мыслить абстрактно не умеете?Вот это точно ппц! Еще раз уточняю дело не в таланте, а в ситуативности...Могу повторить и в третий раз))Вы историю про Моцарта и Сальери знаете?

Ответить

Hikikomory

детка, я вообще много чего знаю
но сравнивать Михайлова с Сальери или с Моцартом или еще с кем-то...уровни несопоставимы. Если ты понимаешь, о чем я.

Ответить

Muzeyka

Ёшкин кот! Там залы пустуют, а я тут сидюки насилую - шобы ещё разочек... Кстати - о Моцарте и Сальери. В нежном возрасте, когда воспринимают в глобальном единстве Роль и Исполнителя Роли, была глубоко шокирована: Моцарт то, оказывается, так себе, а вот Сальери! То да! Та боже мой! Зачем понадобилось этому Гению травить таку серость... Ларчик просто открывался. Роль Сальери пел ХВОРОСТОВСКИЙ, ну а Моцарта какой-то тенор (ей-бо, не помню) Всё. пошла искать новый диск.

Ответить


Господа, разрешите вмешаться профессионалу.
во-первых, Катерина спасибо за пост, любопытно.
во-вторых. нелюбовь российских граждан к опере вполне понятна - ныне в людских умах рулит тенденция к упрощению мол зачем мне в свободный вечер еще и мозг напрягать, (и это бич современного искусства), а уж опера - не самый простой для восприятия жанр. всегда ее в этом плане переигрывала оперетта (на мой вкус так выкидыш любви театра и оперы), вот ее страсть как любят в провинции, и прошу два этих понятия не путать.
в-третьих. ничего нет удивительного в том. что Нский Академический Театр Оперы и Балета - не только весьма статусное культурное заведение, но и единственное в своем роде на довольно большой территории, как говорится, нема конкурентов в этой нише.

Ответить

А еще многие оперу отметают как жанр - ее не услышав. При этом практически на всех неизгладимое впечатление производит в к/ф "Пятый элемент" ария из "Лючии де Ламменур" :)
Конечно за Плавалагуну пела выдающаяся певица, но тем не менее. Раньше снималось много фильмов спектаклей с прекрасными драматическими актерами и с замечательными голосами, я например, видела совершенно роскошный фильм по "Аиде", где Аиду играла молоденькая и ослепительно прекрасная Софи Лорен. Но я сейчас слабо представляю, что даже при своем весьма благосклонном отношении к опере потащусь на гастроли провинциального театрика, где престарелая дива 60 размера будет петь на пару с каким-то тенором, едва достающим ей по плечо во врезавшихся с толстую задницу белых лосинах на фоне пары-тройки облезлых задников, нарисованных еще во времена Брежнева...

Ответить

Hikikomory

Вот поэтому я никогда не хожу на представления в БКЗ:)))

Ответить

В.Денцов

В своём роде -каком?Начиная от Ебурга-Челябинск,далее-Омский музыкальный театр,Нск,Красноярск,Улан-удэ...Вполне...А ещё оперный в Новосибе заполняется из любопытства тоже-здание театральное самое большое.Опера развивается и любима в городах с давними музыкальными традициями...Оперный открылся в !945-м.В Томске-давние музыкальные традиции,другое дело-развивались волнообразно.Новосиб бы мог возить в Томск концертные варианты опер.Думаю,ценители бы нашлись,немало.

Ответить

не волнухайтесь ...
стасы михайловы приходят и уходят
а Моцарт остаётся ... forever

Ответить

Боже... Какая Вы ранимая!)) Я с виду пытаетесь быть такой колючкой...Вы ведь прекрасно поняли о чем я говорю, но ведете себя так как-будто Вам Стас Михайлов ногу в троллейбусе оттоптал. Я даже плюс посту не успела поставить.
Ну,да ладно ваш блог-ваше дело.В оперном жанре я недавно как открыла контртенора Олега Безинских.Я в шоке от его тембра и мастерства!Особенно поразила "Ария Альмирены "Lascia ch'io pianga" из оперы "Ринальдо",Г.Ф. Гендель "
Я слышала разные варианты исполнения этой арии, например в фильме Фон Триера "Антихрист"она является лейтмотивом и исполняется женщиной. Это прекрасное произведение,но исполнение Безинских поднимает звучание на уровень божественного... Так будут петь ангелы в раю!!!

Ответить

В.Денцов

Какие знатоки тонкие живут в Томске.Bravo!

Ответить

Muzeyka

Кстати, мне, может быть, не поверят, но Хворостовский пел в нашем элеваторе... Пардон! В Драмтеатре. Эстетика задников была ближе к эстетике пыльного мучного мешка - висела кака то кака в стиле "облезлая дерюга" :)
Но всё это имело значение первые полторы минуты. Пока оркестр настраивался. Вы представляете! Они пели под настоящий (наш, томский) симфонический и не было "сэр магнитофон, прошу!". Гораздо страшнее для меня тогда выглядел балет в БКЗ. Я чихала от пыли, поднятой кордебалетом под "театральный" шёпот "Девочки, быстрее!). На сцене бегал табун... О, простите, стайка юных див, изображающих смену "зарю" - дабы отграничить ночь от дня и день от ночи... Не смотря на это - до сих пор помню Марджану из этого же балета. "Я имени её не знаю..." - но танцевала девочка изумительно. И как актриса тож была выразительной. Глаз радовался.
Впрочем, это кадры из детских впечатлений. Потом было и хорошее и плохое, но это было первое, что я видела в этих жанрах.

Ответить

Muzeyka

Кстати, мне, может быть, не поверят, но Хворостовский пел в нашем элеваторе... Пардон! В Драмтеатре. Эстетика задников была ближе к эстетике пыльного мучного мешка - висела кака то кака в стиле "облезлая дерюга" :)
Но всё это имело значение первые полторы минуты. Пока оркестр настраивался. Вы представляете! Они пели под настоящий (наш, томский) симфонический и не было "сэр магнитофон, прошу!". Гораздо страшнее для меня тогда выглядел балет в БКЗ. Я чихала от пыли, поднятой кордебалетом под "театральный" шёпот "Девочки, быстрее!). На сцене бегал табун... О, простите, стайка юных див, изображающих смену "зарю" - дабы отграничить ночь от дня и день от ночи... Не смотря на это - до сих пор помню Марджану из этого же балета. "Я имени её не знаю..." - но танцевала девочка изумительно. И как актриса тож была выразительной. Глаз радовался.
Впрочем, это кадры из детских впечатлений. Потом было и хорошее и плохое, но это было первое, что я видела в этих жанрах.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.